Паспорт программы.

Программа развития МОУ СОШ с. Лесное 2009 – 2011 год, далее программа развития Школы, отражает построение школы – социокультурного центра села.

Является локальным управленческим документом, цель которого развитие образовательного учреждения в соответствии с изменениями окружающего социума.

Определяет стратегию развития учреждения и нормирует процесс преобразований.

Стратегия развития определена при анализе уровня требований макро и микросоциума и возможностями Школы.

Несоответствие определило проблему, на решение которой нацелена программа.

Являясь долгосрочным управленческим документом, программа требует, чтобы с ней были знакомы все заинтересованные лица: работники школы, родители, так как реализация программы – это творческий процесс, требующий активного участия в нем всех заинтересованных лиц.

Реализация программы предусматривает три этапа:

I –подготовительный -2009 год;

II – поисково – преобразовательный – 2009, 2010 год;

III – обобщающий – 2011 год.

На сегодняшний день школа работает на поисково – преобразовательном этапе.

Проблемно – прогностический анализ.

Основные предпосылки для перехода к школе – социокультурному центру.

Наша школа была открыта 95 лет назад, и все годы она была и есть одним из главных условий для жизни и процветания села Лесного. До 80-х годов численность учащихся школы доходила до 400 человек, но в последние десятилетия положение изменилось в худшую сторону. Изменения в общественной жизни села (результат государственного переустройства) в 80-е годы и особенно в 90-е коснулись демографической ситуации, которая непосредственно отразилась и на школе. В 90-ые годы колхоз «Россия» был реорганизован в акционерное общество, которое переходило от одного хозяина к другому: экономическая ситуация ухудшалась с каждым годом.

Время требовало новых форм ведения хозяйства на селе, не каждый смог быстро адаптироваться в новой экономической системе. А многие попытки создать рабочие места не увенчались успехом. Резко увеличилось количество социально неблагополучных семей, а отсюда и безответственное отношение к детям.

Отсутствие работы, стабильной заработной платы вынудило многих жителей села поменять место жительства. Многие уехали трудоустраиваться, оставляя семью в деревне. Резко упал уровень жизни жителей села. Возросло количество неполных семей. На сентябрь 2005 года 70% семей являлось малообеспеченными.

Количество детей в школе с 2000 года по 2005 год снизилось на 37 %.

Высокий уровень образования, который имели родители ( высшее образование – 15 %, среднее специальное – 50%, полное среднее (полное) общее -25%, основное -10% ), не повлиял положительно на ситуацию: он оказался недостаточным для выживания села. Стало понятно, что качество образования должно стать другим. Для того чтобы село развивалось, нужен иной подход в организации обучения.

Задача школы не только давать хорошие знания, но и воспитывать способность к самообразованию, умение адаптироваться в быстро меняющихся экономических условиях, развивать предприимчивость. Необходимо научиться эффективно работать в условиях рынка, стать реальной силой развития села. А это могут, прежде всего, выходцы из сельской среды. Поэтому подготовка учащихся сельских школ может рассматриваться как одна из задач образования.

Сегодня, когда человек вынужден выбирать профессию не одну на всю жизнь, а несколько, постоянно приспосабливаясь и меняя профессию, злободневной стала прблема соединения обучения с навыками сельскохозяйственного труда, профориентационная работа. Выпускники со школьной скамьи должны быть конкурентноспособными и не оказаться в рядах безработных.

Нестабильная экономическая ситуация отразилась на благоустройстве села, отсутствие на территории села успешно работающего хозяйства, бюджетного финансирования муниципального образования, привело к тому, что внешний облик красивого села и его окрестностей стал принимать неухоженный вид. Возникла необходимость принимать более активное участие в решении этой проблемы. Взять большую ответственность на себя каждому жителю села, в том числе и школьникам. Той общественно-полезной и экологической работы, которая проводилась в школе до этого, уже недостаточно. Каждый школьник должен понимать, что лично он в ответе за свое село, он хозяин, от которого зависит благополучие жизни вокруг.

Спортивный зал, принадлежащий колхозу, в котором занимались школьники, был разрушен.

Колхозная столовая, в которой обедали школьники, стала работать нестабильно: возникли проблемы с питанием школьников, что отрицательно сказывается на динамике здоровья обучающихся. Возникшие материальные проблемы требуют срочного решения.

Уменьшение численности детей привело к перегрузке учащихся, так как они посещают кружки школы, Дома культуры и сельской библиотеки, содержание которых порой дублируется. Участвуют в концертах школы и Дома культуры. Наблюдается несогласованность в работе этих учреждений, а это приводит к снижению качества образования и воспитания.

В связи со снижением финансирования школ, ухудшилось обеспечение процесса обучения техническими и наглядными средствами, устарел библиотечный фонд.

Школа вынуждена привлекать ресурсы села, родителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что Школа не в полной мере выполняет свою функцию на селе, а именно:

Учитывая сложившуюся ситуацию и новые требования жизни перед образовательной средой села, мы решили, что Школа в ее сегодняшней организации не может их решить, она должна быть другой, дающей детям, родителям и селу самые передовые общественно–культурные образцы в решении жизненно–важных проблем.

Социокультурный центр, где будет скоординирована работа школы, Дома культуры, библиотеки, где будут объединены усилия родителей, Администрации муниципального образования, крестьянско–фермерских хозяйств, является таким типом образовательного учреждения.

Объединение усилий всех общественных органов села и образовательных организаций позволит:


Цели и задачи.

Цель, определяемая в программе развития, - разработка модели образовательного учреждения «Школа – социокультурный центр» - соответствует современным целям системы Российского образования, государственной политике, проводимой в сфере образования, концепции инновационного образования Саратовской области. Она вытекает из проблемной ситуации, в которой оказалась школа и направлена:


Для ее реализации будет осуществляться решение следующих задач:

1. Включиться в работу по реализации проекта «Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения». Предполагается предоставление учащимся на третьей ступени индивидуального учебного плана и освещение хода реализации проекта для родителей, сообщества села, как способ выявления готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению и реализации запроса на подготовку детей в ВУЗы.

2 .Создание материально-технической базы, обеспечивающей внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, полноценное питание и необходимые условия для занятий спортом. В процессе решения этой задачи будет оборудован компьютерный класс, реконструировано помещение для школьной столовой, отремонтировано помещение для занятий спортом, отремонтирован спортивный городок на стадионе, построена площадка для игры в стритбол, теннис, отремонтировать кровлю школы

3 . Организовать взаимодействие с другими учреждениями села для создания единой образовательной среды. В процессе решения задачи организовать систему согласованной работы всех учреждений образования и воспитания на селе. Заключить соглашение с крестьянско-фермерскими хозяйствами о прохождении учащимися летней трудовой практики в хозяйствах.

4. Повысить роль семьи в воспитании. Вместе с родителями разработать и реализовать проект «Обычаи и традиции села», задача которого приобщение учащихся к обычаям и традициям села ; проект «Мой дом – моя крепость», способствующий возрождению традиций сельской семьи, основанных на уважении всех ее членов. Создать экологическое объединение, работа которого будет направлена на изучение природы родного края, её сохранение, а также на благоустройство села.



8. Оценка эффективности реализации программы развития.

Реализацию программы развития можно считать эффективной, если в школе будут осуществлены следующие качественные изменения:

Факторы, обеспечивающие успешную реализацию программы развития:

Программу развития можно считаться успешно реализованной, если в результате деятельности педколлектива школы будет выполнено не менее 75% намеченных мероприятий.



УСТОЙЧИВОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДАЛЬНЕЙШЕЕ ЕЕ РАЗВИТИЕ


Работая в условиях развития три года по программе «Школасоциокультурный центр села», школа решила ряд проблем, которые стояли в 2008 – 2009 гг. В Школе созданы условия для развития обучающихся:

  1. Обучающиеся обучаются у квалифицированных педагогов. Большинство педагогов прошли курсы повышения квалификации, школа готовит молодых специалистов;

  2. Успешно ведется предпрофильная подготовка и профильное обучение.

На высоком уровне экологическое образование.

  1. Обучающиеся учатся и живут в условиях, уважающих их. Обучающиеся получают опыт социальной зрелости, занимаясь опытнической и исследовательской работой, сотрудничая с окружающим социумом в реализации совместных проектов. Школе удалось к 2007 году обеспечить бесплатным питанием 60% обучающихся из малообеспеченных семей и удешевить обеды остальных за счёт выращенных овощей. В творческой и спортивной деятельности растёт процент участия детей и завоёванных побед;

Все эти факты говорят об устойчивости инновационной деятельности. Дальнейшее её развитие в рамках программы реально. Фактор недостаточности материально – технических средств может замедлить работу социокультурного центра в рамках развития и является одним из рисков. Остаётся выполнить одно условие: ученик должен обучаться, используя все виды современного оборудования, а мы имеем в этом недостаток. Для более успешного развития и решения существующих проблем желаем получить государственную поддержку. После подведения итогов программы начать новый виток в развитии социокультурного центра.

Приложения к программе развития.

1. Проект «Мы в ответе за своё село».

Задача: приобщение учащихся к культуре и традициям села, освоение пространства сельской культуры через образовательный процесс.

Ценности проекта:

1. Уникальность и самобытность сельской культуры.

2. Восстановление истории села.

3. Природа села – фактор гармоничного развития личности.

4. Культура села – основа для возрождения культуры страны.

5.Дети и пожилые люди нуждаются в заботе и внимании.

Цели проекта:

1. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о селе, его истории и традициях.

2. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее села.

3. Воспитывать у учащихся любовь к родному селу как к малой Родине,

чувство сопричастности проблемам старшего поколения.

4. Способствовать развитию духовного кругозора учащихся, способностей к художественно-образному восприятию мира.

   Основные направления реализации проекта

1. Учебная деятельность через предметы.

2. Система тематических классных часов.

3. Проведение фольклорных праздников.

4. Обновление и систематизация материала об истории родного села.

5. Проведение познавательных игр, способствующих реализации целей проекта.

6. Выставки творческих работ учащихся.

7. Организация  работы школьного самоуправления.

8. Система мероприятий через сельскую и школьную библиотеку.

2. Проект «Мой дом – моя крепость»

Задача: способствование возрождению традиций сельской семьи, основанных на любви и взаимном уважении всех ее членов.

Ценности проекта:

1. Сельский житейский уклад и традиционный образ жизни.

2. Чувство ответственности за семью.

3. Традиции и опыт предков.

4. Отношение к семье как к основе жизни.

5. Душевность и духовность в отношении членов семьи друг к другу.

6. Целомудрие и нравственное отношение к вопросам половой жизни.

Цели проекта:

2. Знакомство учащихся  с традиционным распределением обязанностей в семье, формирование и развитие соответствующих умений и навыков, заботы о ближних, самообслуживания, распределения бюджета, проведение свободного времени.

3. Оказание учащимся помощи  в освоении ценностей семейной жизни.

4. Формирование потребностей в сохранении семейных отношений и круга семейных ценностей.

5. Обучение детей и родителей традиционному общению в системе семейных отношений, формирование стремления к  взаимоуважению и взаимопониманию.

Основные направления реализации проекта

1. Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания.

2. Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий, библиотечных чтений по основным направлениям проекта.

3. Проведение «круглого стола» по проблемам сельского воспитания.

4. Проведение совместных с родителями и учителями досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников и спортивных мероприятий, основанных на традициях сельской культуры.





Hosted by uCoz